[Список Лекций] [Одиннадцать счастливых лет] [Глава 4] [<<] [<] [^] [>] [>>]

Одиннадцать счастливых лет

Глава 4

Три «деда» КЮТа: А.С. Ладинский, М.А. Лаврентьев и А.А. Ляпунов.

Не буду подробно писать о годах, проведенных в Академгородке. Об этом рассказывают свидетели этих лет — ученики, коллеги, журналисты — в этой книге. Это были 11 ярких лет, оставившие незабываемые впечатления не только у тех, кто прожил их вместе с родителями в Академгородке, но и у тех, кто хоть ненадолго приезжал в гости, бывал в новосибирском доме Ляпуновых.

Папа жил и работал с полной отдачей. Он успевал везде. Руководил отделом кибернетики в Институте математики, создал и вначале заведовал в НГУ кафедрой математического анализа (1962), в 1964 г. организовал и заведовал кафедрой теоретической кибернетики*, разработал университетский курс математики для биологов*. Он был председателем Совета молодых ученых СО АН, председателем ученого совета физико-математической школы-интерната, заместителем председателя Научного совета СО АН по проблемам образования (с 1964 г.) и бессменным заместителем председателя Комитета СО АН по проведению всесибирских олимпиад школьников (с 1964 г.) (председатель — Д. В. Ширков*). Созданию ФМШ, проведению олимпиад и летних сборов победителей олимпиад в Академгородке он отдавал массу сил и времени. Об этом существует обширная мемуарная литература. Многие воспитанники ФМШ («фымышата») теперь стали известными учеными, успешно прославляющими нашу математическую и физическую школу не только в нашей стране, но и за ее пределами — в «ближнем» и «дальнем» зарубежье, как теперь принято говорить. Папа был любимым гостем и почетным членом Клуба юных техников, Станции юных натуралистов, вел математические классы в школе № 130. Помимо математических курсов, создал для ФМШ новую оригинальную программу курса землеведения. Сам читал лекции по геологии, астрономии*.

Из книги М. А. Лаврентьева

<…> Организуя Новосибирский университет и вырабатывая принципы его деятельности, мы закономерно пришли к вопросу: а кто в него будет поступать? Что сделать, чтобы в студенческие аудитории пришли не случайные люди, а те, кто действительно имеет склонности и талант в избранной области? <…>

Залогом хорошего отбора в высшую школу может быть расширение связей высшей и средней школ. В Москве, Ленинграде, Киеве, Казани, Новосибирске и других городах такой отбор возможен именно потому, что там сами работники вузов идут с этой целью в школу. А как дойти до ребят, живущих в отдаленных поселках, в маленьких городах по всей необъятной Сибири?

С этой целью в 1962 году ученые Сибирского отделения организовали «экспедицию за талантами»— первую Всесибирскую школьную олимпиаду. В оргкомитет ее вошли известные ученые академики Г. И. Будкер, В. В. Воеводский, члены-корреспонденты А. А. Ляпунов, Д. В. Ширков и научная молодежь (с. 92). <…>

Организована она была следующим образом.

Первая ступень. По школам, районным, городским и областным организациям народного образования рассылаются составленные сотрудниками СО АН и НГУ задачи по математике, физике и химии школьного типа. <…> Всем желающим предлагается присылать решения в адрес университета. Это так называемый заочный тур олимпиады.

Вторая ступень. Из приславших ответы — обычно около 1500 человек — отбираются лучшие 500–600, им дается возможность за счет местных органов народного образования приехать во время весенних каникул (в марте) в ближайший областной или республиканский центр. В эти центры мы командируем около 150 аспирантов, преподавателей НГУ, сотрудников СО АН, где они проводят второй (очный) тур (с. 93). <…>

Третья ступень. Показавшие наилучшие успехи во втором туре (600 человек) за счет СО АН СССР приглашаются на август в академгородок. (М. В. Ломоносов пешком шел учиться, а мы сотни Ломоносовых везем к себе, «в академию», и создаем все условия для их роста!). Здесь в течение месяца работает так называемая летняя школа. Крупные ученые и научная молодежь читают ребятам популярные лекции из разных областей знаний. <…>

Шестьдесят молодых ученых (аспиранты, старшекурсники, доценты университета) проводят этот месяц со школьниками, совершая прогулки, купание на пляже, экскурсии, проводя беседы в аудиториях университета и научных институтов, работая в научных кружках. <…>

Заканчивается летняя школа третьим туром олимпиады: подводятся итоги — приемная комиссия под председательством ректора университета отбирает школьников для учебы в физматшколе при НГУ в девятые и десятые классы. <…>

В ФМШ обучаются (и живут здесь же) в общей сложности около 500 ребят в возрасте 15–17 лет.

Программу по всем предметам и другие вопросы жизни школы обсуждает ученый совет школы, куда входят крупные ученые и опытные педагоги из институтов Сибирского отделения и университета*. Кроме педагогов, постоянно работающих в ФМШ, занятия в школе ведут сотрудники академических институтов, аспиранты и студенты старших курсов; время от времени лекции читают ведущие ученые, члены академии (с. 94).

Для ребят с «умными руками», со склонностью к изобретательству в академгородке создан Клуб юных техников (КЮТ), для которого правдами и неправдами удалось построить отдельное здание. КЮТу много помогали член-корреспондент А. А. Ляпунов, инженер-архитектор А. С. Ладинский (мы с ними даже получили прозвище «трех дедов» КЮТа), сотрудники разных институтов (с. 94).

 

[<<] [<] [^] [>] [>>]