[Фонды] [Письма] [Рубан И. П. — Ляпунову А. А. ] 

Рубан И. П. — Ляпунову А. А.

Текст:

Дорогой Алеша!

Я очень сожалею, что не повидал тебя в твой приезд. По телефону ты сообщил, что в Новосибирске хотели бы видеть выставку моих работ. Но ведь согласись, что при всем том, что это очень лестно для художника, одного желания мало.

Я позволю себе повторить то, что писал в прошлый раз: за стенами с повешенными работами кроется весьма много труда и расходов.

1. Выставка комплектуется и утверждается творческим Союзом.

2. Чтобы она пришла к вам и вернулась в сохранности, надо сделать для картин ящики, упаковать и отправить все специально для этого выделенным, материально ответственным лицом. Это стоит изрядных денег. Поэтому расходы на организацию выставок утверждаются при составлении выставочного плана на весь год. Поэтому одного желания мало — нужен мотивированный запрос в Союз художников РСФСР (Московское отделение дальше Москвы не решает этих вопросов). По решению правления Союза худ[ожников] РСФСР комплектованием, упаковкой, отправкой, развеской и пр. пр. выставки, печатанием каталога, афиши, организацией открытия и обсуждения, заботой о сохранности (стоимость выставки — десятки тысяч рублей, которыми измеряются годы труда художника) будет уже заниматься дирекция выставок при Союзе худ[ожников] РСФСР.

Я говорю тебе об этом, чтобы ты объяснил «потребителям искусства» (в твои добрые чувства я верю), что даже пирожок за 15 копеек испечь не просто.

В этом году уже все деньги расписаны на стоящие в графике выставки, так что товарищи ваши опоздали. Если не остынут к следующему году, то надо будет им связаться с Союзом художников РСФСР осенью этого года.

Тогда и я постараюсь так организовать свое время, чтобы приехать в Новосибирск.

Для художника выставка — это необходимое для творчества общение со зрителем. Нельзя успешно работать, не проверяя своих мыслей и чувств, способа их выражения. Так что мы, художники, не можем не присутствовать на своих выставках, не можем не интересоваться, как работают наши произведения.

Итак, чтобы не утомлять тебя этой материей, скажу короче — хватит с автора тех трудов, которые им вложены в работы. А выставка рождается теми и там, где ее хотят.

Сейчас, вот уже несколько месяцев, я сижу над эскизами к картине, ради которой осенью я морозился на СП-17. Картина обещает быть интересной, но холст еще стоит белый. (Помнишь, К. Брюллов говорил — когда художник подходит к холсту, 4/5 работы уже должно быть сделано). Если все будет благополучно, то приступлю к нему недели чере[з] 2.

Напиши, как живется и работается.

Большой привет Анастасии Савельевне.

Желаю тебе всего наилучшего.

16/III 1969 г. Игорь.

P. S. Если инициаторы моей выставки захотят что-либо уточнить, то они могут позвонить в Москву — 297-­59-­40 — директору отдела выставок СХ РСФСР тов. Давыдову Павлу Николаевичу.

 

Примечание:

Рукопись на двойном листе почтовой бумаги. Конверт не сохранился.

Игорь Павлович Рубан (р. 1912) — художник, ученик И. Э. Грабаря, друг детства А. А. Ляпунова. Алексей Андреевич как председатель художественного совета Дома учёных СО АН СССР в Новосибирске предлагал И. П. Рубану устроить выставку его работ.