[Фонды] [Письма] [Колмогоров А. Н. — Ляпунову А. А. ] 

Колмогоров А. Н. — Ляпунову А. А.

Текст:

Глубокоуважаемый Алексей Андреевич!

Вы, вероятно, помните, что в № 2 журнала «Математика в школе» за 1965 г. был опубликован проэкт «объема знаний для восьмилетней школы», а в № 5 — моя статья с И. М. Ягломом. Эти материалы подвергались дополнительному обсуждению и оказали несомненное влияние на проэкты программ, разосланные в сентябре. Но программы эти составлялись в августе несколько наспех и за их окончательную редакцию ответственны лишь несколько сотрудников АПН (Семушин, Фетисов). Несомненно, что было не особенно удачно именно этот материал рассылать для широкого обсуждения. Как бы то ни было, на них получены сотни содержательных отзывов (солидные педагогич[еские] институты Москвы, Ленинграда и др[угих] городов, «институты усоверш[енствования] учителей», ряд ученых (Д. К. Фаддеев, Мышкис и т. п.), учителя).

Сейчас нам было поручено на основе этих отзывов к 15 ноября дать окончательный вариант программ, который будет служить основой для заказа учебников. Только в октябре, когда обнаружилось, что А. И. Маркушевич слишком загружен общими делами АПН (как ее вице-президент), было решено возложить председательствование в математической подкомиссии комиссии АН и АПН по «содержанию среднего образования» на меня. За это время произошло некоторое изменение в общей планировке средней школы: выделяется довольно большое число часов на «занятия по выбору», но число часов на все предметы в обязательной сетке несколько сокращено (на математику:

VIVIIVIIIIXX

6566 5).

По моему мнению, в предположении, что «занятия по выбору» будут эффективны, это изменение хорошо, хоть и ограничивает нас. Высшие инстанции обещают, что 4–6 недельных часов «занятий по выбору» в VI–X классах будут оплачиваться и обязательны к организации в соответствии с желаниями родителей и учащихся.

В этой обстановке нам пришлось довольно быстро работать (кроме сотрудников АПН реально работают Болтянский, Виленкин, Яглом, я, Маркушевич). Результаты нашей работы в Новосибирск можно выслать 15–17­ого ноября. Я стараюсь сделать формулировки достаточно широкими, чтобы не слишком стеснять работу авторов учебников. Следующий этап уточнения программ разумно предпринимать уже после того, как коллективы, работающие над учебниками, представят мотивированные свои пожелания.

Мы стремимся к тому, чтобы коллективы авторов работали на основе экспериментальной работы, ведущейся в обычной (не специализированной) школе. Именно так работающие коллективы мы хотели бы поддерживать, добиваясь, например, освобождения их членов от другой работы и т. п. Посланный Вам список предложений весьма предварительный. Но это очередная задача ближайших месяцев. Естественно, что никому не запрещается работать над учебниками вне связи с нами. Но комиссия по «содержанию среднего образования» превращается в постоянно работающую в течение ближайших двух лет именно для налаживания согласованной работы нескольких авторских коллективов.

Ваш [подпись]

(А. Колмогоров)

Естественно, что программы, подготовляемые к 15 ноября, вновь будут опубликованы для «широкого обсуждения». Но тем, кто не будет с ними радикально расходиться, важно поскорее переключиться на подготовку учебников, так как в программе легко пишется что угодно.

Я пока с двумя учителями веду в Болшеве опыт преподавания начал анализа в 9­ом классе вполне «среднего» состава.

 

Примечание:

Машинопись на листе большого формата (подпись от руки). Конверт не сохранился. Датируется на основании содержания: о сентябре и октябре говорится как о прошедшем, а о пятнадцатом ноября — как о будущем.